Мужской костюм
Основная и общая для всех сословий мужская одежда состояла в XVI веке из рубашки, длинных, узких, часто разъемных штанов, доломана и ментика.

Доломан – недлинная верхняя одежда с узким отрезным лифом, стоячим воротничком и расширенной книзу юбкой-баской. Он был близок по покрою к польскому жупану, но в течение XVI и XVII века как часть одежды военных приобрел более изящные черты, стал более коротким. Имел ряд часто посаженных пуговиц и воздушные петли. Однако длинные доломаны и ментики (чуть ниже колена и до середины икры) продолжали носить вплоть до XVII века. Доломан могли подпоясывать широким поясом-кушаком.

Поверх иногда надевали копеньяк – короткую широкую одежду с откидными рукавами и застежкой на одну пуговицу, носили копеньяк только на плечах, иногда на одном плече. Копеньяки известны с XVI века, они были широкими и короткими, имели длинные откидные или до локтя, присборенные по пройме рукава. В конце XVI века копеньяк превратился в род короткого, часто мехового плаща на цветной подкладке, был очень удобен для прогулки или в дороге.

Основной верхней одеждой считался ментик (аналог польской делии) без рукавов и воротника или с откидными рукавами и большим меховым отложным воротником. Ментик тоже украшался петлицами из декоративного шнура. Ментик мог быть на меху, иметь карманы и разрезы на обшлагах рукавов и внизу на боковых швах.

Обувь была подобна польской: остроносые сапоги с длинными и узкими голенищами или сапожки чуть повыше щиколоток.

Характерной деталью мужского костюма были шапки (меховые или из плотной ткани), близкие по формам к польским или русским. Остроконечные, круглые или совсем низкие, они имели простые или меховые околыши с боковыми или иными разрезами и украшались перьями цапли и сокола. Чем знатнее был человек, тем больше перьев он имел право носить на шапке. Крестьянам носить такие шапки строго запрещалось. Перчатки также имели право носить только дворяне.

Костюм дворян на протяжении XVI века испытывал различные влияния – немецкое, итальянское, испанское, турецкое. Так что к началу XVII столетия он часто представлял собой сложную комбинацию различных стилевых элементов. Можно выделить два основных типа мужской и женской одежды "на венгерский" и "на немецкий манер". Причем под немецким тогда понимались заимствования покроя и деталей костюма всех западноевропейских стран. Католики предпочитали ориентироваться на испанскую моду. Турецкая одежда хорошо синтезировалась с национальным мадьярским костюмом XIV-XV веков и приобрела позже значение национальной.

Это различие по-разному проявлялось у мужчин и женщин. Мужской костюм более определенно выражал эти две тенденции, женский не так гибко реагировал на проблемы общественной жизни и был более эклектичным.

Одежда крестьян была более простой. Сельский староста и пастух с гор изображены в широких штанах, лаптях, удлиненной одежде и в шапках с мехом.

Женский костюм

О женском костюме XVI веке известно достаточно мало. Несколько гравюр 1588 года изображают горожанок в одежде, близкой к немецкой. В XVII веке – аристократки носили как каркасные испанские платья, так и французские одежды.

У многих дворянок костюмы имели национальный оттенок, выражающийся в деталях, отделке, цветовых сочетаниях. Такой костюм состоял из корсажа на шнуровке, рубашки с пышными рукавами, широкой юбки с передником (фартуком), короткой куртки типа мужского ментика. Корсаж мог застегиваться на ряд пуговиц, или же утягиваться при помощи шнуровки сзади или спереди.

Одним из вариантов зимней одежды было манто на меху, с меховым воротником и отворотами.

Часто дамы носили кошель на поясе на длинных шнурках до земли. Голову украшали венки, сеточки, наколки с цветами и лентами, чепцы и другие головные уборы, в том числе праздничный высокий головной убор в форме цилиндра с длинными лентами.

Костюмы горожанок, особенно праздничные, также поддерживали традиции. Они носили рубашки, украшенные местными кружевами, шнурованные корсажи, присборенные юбки и длинные, достаточно узкие фартучки, жакеты, голову замужних женщин покрывал чепец и легкое покрывало.

Как и мужскую одежду, жакет (покроем напоминающий копеньяк) украшали горизонтальные петлицы из декоративного шнура, на коротких рукавах делались вертикальные разрезы, как у испанской ропы. Обувью служили туфли без задников.

Крестьянская повседневная одежда была проста и удобна и не испытывала иноземного влияния. Сельская замужняя женщина (XVII в.) носила вышитую рубашку с присборенной горловиной и рукавами. Верхняя юбка часто состояла из двух несшитых в боках половинок с нижней светлой юбкой. Она подпоясывалась кушаком, носила остроносые башмаки с завязками вокруг щиколотки и повязку на голове.

Источник